- Профессиональное общение в системе «Человек-Человек»
- Картина мира у представителей социономического типа труда наполнена разнообразными и разномыслящими людьми, группами, сообществами, организациями с их сложными взаимоотношениями. Профессионалы выделяют феномены, характеризующие умонастроение, поведение людей, образ их жизни, формы активности, а также способы упорядоченности социума. Предметная область деятельности определяется понятиями: духовные потребности населения, здоровье человека, интересы организаций, возможность О. и мн. др. - детализация, дробность представлений о социуме здесь выше, чем в каком-либо др. типе профессий. Социономы умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать нек-рую упорядоченность обществ. процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей разного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию разл. потребностей людей (материальных, духовных, социальных). Особенности исполнительно-двигательной стороны труда в профессиях системы «Ч.-Ч.»: речевые действия, требующие профессиональных навыков ; выразительные свойства внешности и одежды, имеющие значение для успешности деятельности; умение слушать и слышать, понимать и принимать стороннего человека, сопереживать ему; умение адекватно передавать свое отношение слушателям, терпение и такт. Профессиональное общение (П. о.) проходит в след. формах: индивидуальная и групповая беседа, игровое занятие; урок, лекция, семинар, консультация; врачебный прием или прием посетителей в офисе; консилиум, конференция, мозговой штурм, групповая дискуссия, деловая игра, тренинг и др. Особенности саморегуляции представителей типа профессий «Ч.-Ч.»: требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление к развитию и соответствие быстротекущим процессам социального движения, желание быть в курсе текущих обществ. событий, - это способствует взаимопониманию с окружающими. П. о. в данной сфере труда особо требует умений сообразовывать свое поведение с моральными, этическими и юрид. нормами. Поскольку рабочий день, как правило, оказывается ненормированным, разные формы П. о. могут варьировать в зависимости от потребностей реципиентов. Работники системы «Ч.-Ч.» (прежде всего педагоги, журналисты, врачи) могут быть подвержены «эмоциональному выгоранию» при отсутствии склонности к работе с людьми и неправильной организации взаимоотношений в окружающими, поскольку профессии данного типа требуют множества контактов с разными людьми, группами и коллективами и эмоциональной вовлеченности в процесс О. Необходима система профессионального отбора и грамотная психопрофилактика. Лит.: Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. В. В. Пчелинова
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.